«Хорошего врача в селе не просто ждут, его на руках носят». Интервью проректора по воспитательной и социальной работе НГМУ К.А. Бакулина газете «Честное слово»

10.10.2016 12:30         438     0

Текст: Юлия Цыганкова, специально для «ЧС» в рамках проекта «Село – территория развития»

Фото: Татьяна Карманова, фотокорреспондент Сибирского РИЦ ТАСС (ТАСС-Сибирь)

Проблема нехватки медицинского персонала в районных больницах и амбулаториях Новосибирской области по-прежнему остается острой, несмотря на принятие ряда федеральных программ, обеспечивающих финансовую привлекательность рабочих мест в сельской местности. Поскольку основной кузницей медицинских кадров в нашем регионе является Новосибирский государственный медицинский университет, о том, как же все-таки отбирают сегодняшних студентов — будущих специалистов для работы в сельских медучреждениях, мы попросили рассказать проректора по воспитательной и социальной работе НГМУ Константина Бакулина.

— Обеспечение кадровым резервом на самом деле является очень важной задачей. Сегодня многие не хотят ехать работать в село, и для меня это странно, — недоумевает Константин Александрович. —  преподаватели нашего вуза прошли через сельское здравоохранение. Я побывал во всех районах Новосибирской области в рамках своей работы и могу с уверенностью сказать, что практически все центральные районные больницы Новосибирской области представляют собой хорошо оснащенные, современные, многопрофильные лечебные учреждения, в которых молодой врач будет иметь все возможности для своего профессионального роста. 

А широкий спектр социальных благ, предлагаемых врачам в сельском здравоохранении Новосибирской области, позволяет мне рекомендовать нашим выпускникам, особенно не имеющим своего жилья в г. Новосибирске, обратить внимание на сельское здравоохранение.

Сельский врач — один в поле воин

— Отчего же тогда молодые специалисты не спешат работать в районах?

— Единственное, чего не хватает молодым, — социально развитой инфраструктуры , развлечений… Но на этот счет я говорю: «Ребята, взрослая жизнь состоит из двух вещей — работы и дома. Мы утром встаем и идем на работу, а после работы — домой. Из села сегодня приехать раз-два в неделю отдохнуть в Новосибирск — вполне возможно, это не так далеко. А такая серьезная работа, которая может очень много дать врачу, — она, конечно, есть, прежде всего, в селе. Когда туда приезжает специалист, он становится в первую линию борьбы за здоровье человека и набирается серьезного опыта за короткий промежуток времени. В городе не всегда пускают сразу к каким-то сложным вещам.

Вот тебе и жилье, и подъемные

— Ведь речь идет не только о получении большого опыта, насколько я понимаю. Очень много говорится о различных формах поддержки сельских медиков. Насколько большое применение имеет целевая программа обучения и не напоминает ли она былое распределение?

— Отчасти, напоминает, но не вижу в этом ничего плохого. Да, у нас есть флагманы среди медицинских учреждений, куда стремятся попасть все. А есть — другие больницы, которые не хуже, они просто не на слуху. Сегодня многие лечебные учреждения уже укомплектованы врачами, лет через 5—6 выпускники уже будут искать,  куда устроиться, поэтому, считаю, ставку надо делать на село. Да, сегодняшние «целевики» обязаны отработать три года в том лечебном учреждении, которое их направляло. За эти 3 года они могут очень многому научиться. Не понимая выгоды, некоторые из них сидят и плачут. Говорю им: «Три года — это не так много… Вы же, когда претендовали на это место в вузе, понимали, что это такое?». Но это относится не ко всем. Есть и патриоты, которые с удовольствием возвращаются работать в село.

На самом деле, сегодня делается очень многое, чтобы привлечь специалистов в село. И говорить о том, чтобы еще что-то такое сделать, мне кажется, не стоит. Того, что есть — хватит! И подъемные им платят, и зарплату достаточно хорошую как для начинающих специалистов, не имеющих опыта, и в детский сад место — без очереди, и жилье, и программа «Земский доктор»… Это достаточно большой пакет. Я считаю, что в селе они получают достаточно, чтобы компенсировать свое нахождение не в городе. Кроме  того, экология благоприятная. И на дорогу до работы не надо тратить время и деньги. Спрашиваю плачущих: в городе вы сколько будете тратить времени, чтобы добраться до работы? А жилье покупать свое или снимать? Это опять же кругленькая сумма. А в селе жилье предоставляют или оплачивают съемное. Это сразу минус те расходы, которые будут в городе. А еще — вы будете уважаемыми в селе людьми: врач в селе — гораздо больше, чем  врач в городе. И  если будете хорошим врачом, то вас на руках носить будут!

Что касается обучения по целевой программе, то она сегодня на самом деле весьма востребована. Если еще несколько лет назад по ней обучалось около 15 процентов студентов, то сегодня «целевиков» — порядка 80 процентов, 40 процентов из которых — сельские выпускники. В среднем сельские районы направляют по 5—6 человек в рамках обучения по целевой программе.

Кто  такой «целевик» на самом деле? Это  школьник, который решает поступить к нам, но понимает, что не добирает баллов в свободном конкурсе и не  может учиться на бюджете. Хотя бывают «целевики» и с очень высоким проходным баллом. В данном случае речь идет о патриотизме — эти студенты хотят после обучения вернуться на свою малую родину и работать у себя в селе. Целевая программа — это возможность поступления на бюджет с небольшим конкурсом. Обучение данного ребенка происходит за счет средств федерального бюджета. Отбор желающих проводится специальной комиссией, которая существует в каждом районе области. Раньше был недобор, сегодня уже конкурс. Думаю, наша профориентационная работа принесла определенные плоды.

«И так сойдет» — в зачетке больше не котируется

— Константин Александрович, а как «целевики» относятся к учебе? Ведь они могут себе вообразить, что как бы они ни учились но уже, по сути, наняты на работу…

— Вы правы, это один из важных моментов их обучения.

Когда «целевиков» было мало, они были рассеяны по общему количеству студентов, терялись в общей массе. И, как правило, их теряли не только мы, но и главные врачи тех больниц, от которых они к нам пришли учиться. Вроде как они учатся и учатся. В один момент я задал себе вопрос: а как они учатся? Мы собрали информацию по всем «целевикам». Это было лет пять назад. И оказалось, что 75 процентов из них учатся на сплошные тройки. Стало не по себе: как такой неподготовленный врач придет в центральную районную больницу и будет самостоятельно лечить людей? Что он может сделать, если он плохо учился? В нашей профессии приспособиться не получится, в нашей профессии самое главное — знания и навыки! Ты должен хорошо знать теорию и понимать, как ты можешь ее применить на практике. Поэтому уровень подготовки должен быть высокий. Мы стали думать, как с этим бороться. Начали проводить в начале учебного года общее собрание всех «целевиков» с участием министра здравоохранения Новосибирской области, ректора, чтобы сразу ребятам объяснить, что на них лежит большая ответственность. Этот психологический подход оказался очень важным. В начале учебного года стали раздавать «целевикам» контрольные вкладыши в зачетную книжку, с которыми они после  каждой сессии должны приходить к главному врачу той больницы, от которой были направлены, и отчитаться о результатах своей  учебы. Главный врач, в свою очередь, после ознакомления должен в этом вкладыше расписаться. Это оказалось достаточно действенной мерой.

Еще одно мероприятие, которое мы проводим уже в течение четырех лет, — весенняя встреча «целевиков», главных врачей ЦРБ и представителя министерства здравоохранения области в моем кабинете. С каждым из студентов проводится определенная беседа относительно дальнейшего сотрудничества: где, когда и кем он будет работать. Таким образом, «целевики» понимают, что о них помнят, что они нужны и важны, в том числе и с точки зрения их дальнейшей профессиональной траектории. 

— Есть ли у «целевиков» возможность ближе познакомиться со своим будущим коллективом и условиями работы?

— Да, конечно. После каждого курса студенты должны в обязательном порядке пройти практику, и «целевик» вполне может ее пройти на своем будущем рабочем месте. Кроме того, после третьего курса наши студенты получают сертификат, с которым могут и после окончания практики пойти работать средним медицинским работником в свою больницу. И если «целевик» обратится к своему главному врачу с такой просьбой, заверяю, ему не откажут, особенно летом, в период отпусков основных сотрудников. Такой опыт будет приветствоваться. Работая на родине, студент сможет поближе познакомиться как с условиями работы, так и со своим будущим коллективом. В то же время — заработать деньги.

Агитация в районах дает результаты

— Константин Александрович, говоря о «целевиках», вы упомянули о том, что ваша работа в районах не проходит бесследно. Расскажите, что это за профориентационные мероприятия?

— У нас достаточно обширная профориентационная программа, которая постоянно пополняется новыми идеями. Если говорить о студентах, то все они сегодня знают о мерах социальной поддержки на селе. Кроме того, у нас есть городские ребята, готовые поехать работать в сельские больницы, не будучи целевыми студентами. И если их начинают терзать сомнения, мы проводим им специальные экскурсии в те лечебные учреждения, где они хотели бы работать, и в те, которые особенно нуждаются в кадрах. Главные врачи, как правило, показывают условия работы, называют зарплату, на которую специалисты могут претендовать, отвечают на вопросы. Это очень сильно помогает, когда человек колеблется — в чью пользу сделать выбор. Это то, что касается студентов. Но мы свою работу начинаем со школьной скамьи. Примерно шесть лет назад мы начали проводить в сельских районах Дни НГМУ.

Мы приезжали в районные центры, в клубе собирали учащихся 10—11 классов. Приглашали врачей, которые окончили наш университет и остались работать в селе. Там же отмечали врачебные династии районов, молодых врачей и родителей тех ребятишек, которые поступили в наш университет и учатся на 4 и 5. Привозили с собой наши студенческие творческие коллективы, рассказывали о нашем вузе, оформляли фотовыставку о студенческой жизни.  Но со временем формат общения претерпел изменения. Мы стали приглашать на такие мероприятия только тех, кто хотел бы поступить в медицинский университет. Конечно, число пришедших на мероприятие заметно сократилось: с 300—400 до 40 человек. Но и собирать мы их стали уже не в клубе, а в конференц-зале центральной районной больницы. Участие во встрече стали принимать представители районов, сотрудники больницы. Рассказывали о перспективах, которые получат будущие врачи. После этого мы организовывали экскурсию по больнице. Ребята надевали медицинскую одежду, погружались в определенную атмосферу. Они могли увидеть, как устроена больница, поговорить с сотрудниками, врачами, медицинскими сестрами, зайти в операционную, перевязочную. Эта аура делает многое, вселяя в школьника веру: он может тоже здесь работать, спасать,  лечить людей. Это дорогого стоит.

Кроме того, в Сузуне мы в этом году впервые проводили  областной профориентационный фестиваль по оказанию первой медицинской помощи среди школьников. Участникам фестиваля так понравилось мероприятие, что они  попросили сделать его традиционным.

— На самом деле, работа врача очень ответственная, — заключает Константин Бакулин.— И когда человек принимает такое решение, он должен понимать ответственность своего поступка, быть готовым прийти на помощь, должен много знать и уметь. Одно дело — восторженные представления о белом халате, другое — тот труд, который это сопровождает. Студент должен почувствовать, что это — его.

По данным министерства здравоохранения Новосибирской области в 2015 году прошла реконструкция и строительство 21 объекта здравоохранения: 4 корпусов центральных районных больниц, 16 фельдшерско-акушерских пунктов в 16 районах Новосибирской области, а также детской туберкулезной больницы в поселке Мочище.

В 2015 году в НГМУ на целевую контрактную подготовку направлено 120 абитуриентов. На условиях целевого приема зачислено 168 интернов и 52 ординатора. Приоритет отдавался таким дефицитным специальностям как анестезология-реаниматология, акушерство и гинекология, педиатрия, терапия. Также в прошлом году  100 молодых медицинских специалистов заключили договоры с районными больницами Новосибирской области по программе «Земский доктор» и получили стимулирующие выплаты в размере 1 млн.рублей, еще 11 специалистов трудоустроились по программе «Земский фельдшер» и получили по 500 тысяч рублей.

Специалисты, впервые трудоустроившиеся в государственные медицинские организации на должности: участковый врач-терапевт, врач-педиатр, акушер-гинеколог женкой консультации, врач выездной бригады скорой помощи — могут претендовать на единовременную денежную выплату в размере 300 тысяч рублей. В  2015—2016 годах такую выплату получили 19 специалистов, привлеченных на работу в сельскую местность. На рассмотрении находятся еще 5 заявок.

Оригинал текста http://www.chslovo.com/articles/8976157/

 

Снегирёва Ирина Александровна


Размещено: 10 октября 2016, 12:30:43


Нет комментариев